Назад

Памяти мученически убиенного Хозе (Иосифа) Муньоза

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

   Известный всему православному русскому рассеянию и многим и многим верным в России Хозе (Иосиф) Муньоз Кортез родился в семье потомственного испанского дипломата в Чили, вследствие службы его отца в тамошнем посольстве. Еще совсем молодым Иосиф пленился видом православного храма в г. Сантъяго, затем близко познакомился с Архиепископом Леонтием и принял православие. Этот выбор определил его земной путь. Иосиф начал учиться иконописи у Николая Шелихова, намереваясь посвятить этому благочестивому занятию всю свою жизнь, получив при этом высшее образование по искусствоведению. Он переселился в Канаду, став преподавателем истории искусств при Монреальском университете. По благословению владыки Виталия, тогда Архиепископа Канадского Русской Православной Церкви Заграницей, Иосиф осенью 1982 г. отправился в паломничество на Святую Гору в сопровождении своего друга Рауля, знавшего греческий язык. На Афоне Иосиф хотел не только помолиться святыням, хранящимся в святогорских монастырях, но и поучиться у монахов-иконописцев, блюдущих византийские традиции. Особенно он стремился попасть в скит св. Даниила. Точное расположение этого скита паломникам было неизвестно, и они восемь часов блуждали крутыми скалистыми тропинками, но так и не нашли скита. Притомившись от непривычного горного пути, Иосиф с другом решили передохнуть на одном из холмов. Оглядевшись, они вдруг заметили внизу небольшой скит и решили спуститься к нему. Это оказался скит в честь Рождества Христова с пятнадцатью насельниками. Игумен о. Климент с братией любезно встретили и угостили путников. Оказалось, что основным занятием монахов была иконопись! С радостью Иосиф посетил скитскую мастерскую, в которой, строго соблюдая древний православный устав, в постоянном посте и молитве, иноки писали образа.
   Войдя в мастерскую, Иосиф увидел чудную икону Божией Матери, которая потрясла его неизъяснимым образом, так, что сердце его затрепетало, остро почувствовав необычность происходящего. Впечатление было настолько сильным, что Иосиф решился попросить продать ему эту икону. Отец Климент твердо отказал, так как этот образ, точная копия чудотворной Иверской иконы, один из первых написанных в Рождественском скиту о. Хризостомом (вероятно в 1981 г.), был местной святыней. Видя настойчивость Иосифа, монахи обещали прислать ему в Канаду точный список с иконы. Вопреки всем правилам, Иосиф продолжал настаивать до того, что утомил своего друга-переводчика Рауля. Но игумен остался непреклонным. Надежды не оставалось.
   На всенощной, когда братия воспела "Достойно есть…", Иосиф повергся ниц и всем сердцем молился Богоматери, дабы образ Ее пришел с ним в Америку, где так нуждались в нем. После молитвы Иосиф ощутил мир в душе, как если бы Божия Матерь уверила бы его в своем на то соизволении. По окончании св. Литургии и трапезы паломники собрались в дорогу и, попрощавшись с братией скита, стали спускаться к берегу. Умиротворенность не покидала Иосифа, когда вдруг они увидели догонявшего их о. Климента, несущего завернутую икону. "Пресвятая Дева желает, чтобы образ Ее отправился с вами", - сказал он и еще раз отказался от денег.
   По пути Иосиф ощутил внутреннее веление идти в Иверскую обитель. Три часа они ждали, пока монахи не открыли храм над монастырскими вратами. Иосиф испросил разрешения приложить список к чудотворному образу Божией Матери "Вратарнице". Монахи были удивлены, ибо никто такого не делал, но дозволение на соприкосновение обеих икон дали, и чудотворный образ благословил икону, отправляющуюся на Запад. После этого паломники уехали со св. Афона.
   Дома, в Монреале, Иосиф поместил икону между образом новомученицы Великой Княгини Елизаветы и ковчегом с частицами мощей святых Киево-Печерской Лавры, дарованными владыкой Леонтием Чилийским. Каждую ночь Иосиф читал перед иконой акафист Божией Матери "Вратарнице". 11/24 ноября около трех часов утра Иосиф проснулся от удивительно сильного благоухания. Сперва он поискал, не разбил ли кто в доме какой-нибудь флакон с духами, потом подумал, что запах исходит от мощей, но тут заметил на иконе капли, которые он принял за разлитое лампадное масло. Вытирая икону, он почувствовал, что благоухание исходит от нее! Потрясенный Иосиф вызвал отца Иринея, который побудил перенести образ в храм, на престол. Во время св. Литургии миро стало стекать из рук Богомладенца тонкими струйками.
   Впоследствии владыка Виталий, нынешний первоиерарх РПЦЗ, перенес мироточивый образ в соборный храм, где он пребывает в праздничные и воскресные дни, когда не странствует.
   Истечение мира прекращается в Страстную Седмицу, до Воскресения Христова.
   Иосиф стал верным хранителем этой великой святыни Православной Церкви и взял на себя подвиг настоящего скитальчества. Никогда не оставляя икону одну, он 15 лет ездил по приходам РПЦЗ по разным странам и континентам. Редко, когда он за год проводил дома больше трех недель зараз.
   Странствия эти, предпринимаемые им ради утешения знакомых и незнакомых ему людей, серьезно ослабляли его здоровье. Страдая диабетом в тяжелой степени, имея плохое сердце и хроническое воспаление среднего уха, он, преодолевая все эти немощи, спешил отозваться на каждое приглашение приходов, а иногда и отдельных тяжело больных людей, и безропотно ехал за сотни и тысячи верст. Отличаясь необыкновенною добротой и сострадательностью, Иосиф нередко отдавал последние деньги, хотя сам существовал на крайне скромные средства. Приглашавшие его люди обычно оплачивали ему дорогу и пребывание у себя, но зарабатывать себе на жизнь он не имел времени. Из-за постоянных поездок ему только изредка удавалось исполнить иконописный заказ, хотя последних и было предостаточно.
    Последним, или одним из последних, был заказ одного из приходов РПЦЗ в Бразилии. С 30 июня/13 июля по 7/20 июля в Сан-Паулу в присутствии мироточивой иконы Божией Матери Монреальской-Иверской проходил 8-й Всезарубежный съезд православной молодежи. О. Константин Бусыгин от своего прихода поднес новый киот для святыни. Иосиф согласился оставить старый киот этому приходу и написать для него копию иконы Монреальской- Иверской. До времени написания, чтобы киот не оставался пустым, в него была вложена копия, освященная приложением к мироточивой иконе. Через неделю после этого была явлена Милость Божия - на бумажной копии появились капли, а затем струйки мира!
    Многочисленны чудеса, бывшие от святой иконы и мира, ею источаемого. Маленькие благоухающие комочки ваты с драгоценным миром щедрой рукой Иосифа расходились по всему миру, неся исцеления и цельбы с верою и любовию приходящим.
    Брат Иосиф принимал деятельное участие в организации жизни РПЦЗ и ее связей с Катакомбной Церковью в России. В ноябре 1994 г. он осуществлял связь между Владыкой Митрополитом Виталием и некоторыми архиереями Синода по поводу поставления тайного епископа для Катакомбных общин Истинно-Православной Церкви России.
    Только теперь открылось, что Иосиф был тайно пострижен в том самом скиту во имя Рождества Христова на Святой Афонской Горе в 1982 году.
   Осенью 1997 года Иосиф поехал в Грецию чтобы лично получить письмо своего старца, недавно почившего в Бозе. Он намеревался также посетить выставку икон в Салониках. Однако на Афон ни его, ни о.Александра Ивашевича из Аргентины (РПЦЗ), с которым он путешествовал, не пустили. Иосиф и о. Александр посетили остров Андрос, в одном из монастырей которого есть мироточивая икона Богоматери и старинная фреска Богоматери с Превечным Младенцем, которая иногда плачет. Когда они приехали, служба уже отошла, но монах отпер им храм чтобы они могли помолиться. Во время молитвы монах заметил, что на фреске появились слезы, чего не было за утренним богослужением. О. Александр считает, что икона заплакала из-за будущей мученической смерти Иосифа и неизвестных, тайных пока всемирных событий, связанных с этим преступлением.
    Богоборцы и ненавистники святынь неоднократно грозили по телефону Иосифу в Канаде.
   Когда, вернувшись в Афины, Иосиф с о. Александром вечером пили чай в своей гостинице, к ним подошел молодой румын, попросивший Иосифа о помощи в получении визы в Канаду. Иосиф согласился, так как никому не отказывал в просьбах. Они втроем ездили в гостиницу под Афинами, где жил румын. Вскоре о. Александр отбыл по своим делам, и, очевидно, Иосиф снова поехал с этим румыном туда же 17/30 октября. После полуночи румын вышел из гостиницы, сказав привратнику, что хочет купить воды и скоро вернется. Однако, больше в гостинице его не видели, а утром в номере было обнаружено тело Иосифа. Он лежал, одетый в брюки, но без рубашки, связанный по рукам и ногам, рот был залеплен пластырем, с глубокими шрамами на шее и на кистях рук. Согласно медицинской экспертизе он был задушен.
    По сообщению полиции этот румын ей хорошо известен. Вскоре он был арестован и обвинен в соучастии в убийстве.
   Согласно воле покойного, он был погребен в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле. Гроб с телом вначале прибыл 28 октября/10 ноября в Монреаль. Там гроб был открыт для опознания друзьями и близкими покойного. Не было ни малейшего признака тления и никакого запаха. На следующий день тело было доставлено в собор Свято-Троицкого монастыря, где над усопшим читалась Псалтирь до начала отпевания в 2 часа 30 октября/12 ноября. Отпевал архиепископ Лавр в сослужении с 22 иереями и 4 протодьяконами, в присутствии более трехсот человек. Гроб с телом был открыт до конца службы.
   Длинная процессия сопровождала тело брата Иосифа на монастырское кладбище, где он был похоронен неподалеку от кладбищенской церкви.
   Молитесь, братья и сестры, об упокоении души раба Божьего отца Иосифа, идеже вси Святии Его упокоеваются.
   Мироточивая икона Божией Матери Монреальская-Иверская находится в безопасном месте, согласно указаниям покойного Иосифа.

Радуйся, Благая Вратарнице, двери райския верным отверзающая 



Составлено по материалам вестника "Церковные Новости" №10(66), Нью-Йорк; материалам, полученным из сети Интернет (http:// www.synod.com); брошюры "Чудотворная икона Божией Матери "Вратарница" в Монреале"; книги "Православный календарь для семейного чтения", СПб,1995г., фото Константина Селезнева.

Назад